• Александра Саницкая
    Психолог

  • Агрессия. Детская агрессия и взрослая.


30-10-2016

"Агрессия. Детская агрессия - истоки, особенности, как реагировать. Взрослая агрессия - те же вопросы".

 

Здравствуйте. Сама тема очень объемная и невероятно запутанная, поэтому я хочу начать с базовых понятий, на которые опираюсь я. Агрессия – это активность, энергия, направленная на изменение внешнего мира. Возникает при появлении потребности. Голод, Холод, Беспокойство, Желание и прочее. Если я себя не останавливаю в проявлениях, то когда я чувствую, потребность я всегда что-то меняю в окружающем мире. Грызу яблоко, рублю дрова, ищу плед что бы укрыться, прошу, заставляю кого-то что-то сделать и т.д. То есть моя активность направлена на то, что бы что то поменять и мне стало бы хорошо. Понятное дело, что сама по себе активность-агрессия не является ни плохой, ни хорошей, просто часть жизни.

Существуют разные формы агрессии. Агрессия дентальная и анигиляционная. Дентальная агрессия – это как раз агрессия удовлетворения потребности напрямую (любой потребности). Анигиляционная – это агрессия аффекта, разрушения и имеет место в двух случаях – либо когда объект агрессии настолько пугающий, что его немедленно надо разрушить, контакт с ним невозможен, либо когда из-за хронически неудовлетворенности агрессии накопилось так много, что она выплескивается через край в разные стороны. К примеру, я могу выплеснуть агрессию не на того на кого она направлена, а потихоньку травить ею кого-нибудь другого. В любом случае анигиляционная агрессия это результат свернутой, сжатой агрессии, когда настоящий объект или недоступен, или сильно страшен, или агрессия на него табуирована.

Для удовлетворения дентальной агрессии я выбираю ту форму, которая для меня приемлема и на которую мне хватает внутренней энергии. К примеру, я могу пойти на работу, заработать денег, потом пойти в магазин и купить себе телефон который хочу. Или попросить подарить мне этот телефон. Или шантажировать, что бы мне его подарили. Или пойти, взять кирпич, выбить ночью витрину магазина и забрать телефон. Неизвестно на какой вариант требуется больше сил объективно, но так или иначе субъект выбирает тот вариант, на который конкретно у него энергии хватает. Вор, который воровал всю жизнь, потратит меньше энергии на грабеж. Чем на то что бы устроится на работу и заработать. Я же в свою очередь потрачу массу сил, средств и нервов, если вдруг мне бы пришлось грабить магазин, чем, если привычным образом  на этот самый телефон заработать. Т.е. форма агрессии выбирается не та, которая легче и адекватнее, а та, которая привычнее и гарантирует какой-то результат исходя из моего личного опыта. В учении айкидо разные формы агрессии сравниваются с разными формами геометрических фигур – кругом, квадратом, треугольником. 

Анигиляционная агрессия это агрессия запрета и фрустрации. Когда мои реакции и чувства сталкиваются с невозможностью их выразить, я чувствую досаду, раздражение, чувства внутри меня накапливаются и через какое-то время находят хоть какую-то форму для отреагирования внутреннего напряжения. Я могу начать бить стол, стул, жену-детей или резать себя, или ворчать постоянно и без повода, или тиранить других жертвенным поведением (т.е. агрессией будет уже то что я буду вести себя так что бы другие начали себя винить, стыдить за то как они ко мне относятся). Есть разные варианты, разной степени запутанности.

В случае с детьми можно выделить три источника деструктивного поведения:

1. Чувства страханедоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
3. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Для взрослых источники деструктивного поведения – те же самые, с той только разницей что у детей меньше сдерживающих их стереотипов и менее развит навык оттормаживания своих эмоций. И одно и та же стрессовая ситуация в  случае с ребенком приведет к психосоматике или явному нарушению в поведении, а у взрослого будет протекать в виде «вялотекущей» депрессии и общего чувства подавленности.

Отдельным пунктом я выношу случаи, когда агрессивное поведение является реакцией на то что человек в детстве подвергался физическому насилию или перенес психологическую травму, его выраженное агрессивное поведение будет выступать как следствие,  подсознательная, защитно-оборонительная реакция. Это происходит от того что человек получивший такой опыт как бы продолжаем эмоционально находится в той ситуации где ему было плохо, больно, но он не смог за себя постоять и выразить свой протест тогда (из страха), а выражает его теперь, хотя ситуация уже миновала. И таким образом жертва во взрослом возрасте становится агрессором. Это тема отдельной лекции или терапии того кто сталкивается с такой проблемой у себя.

При решении проблем с деструктивными формами агрессии основным является осознание того, что именно вызывает агрессивную реакцию и что за потребность стоит за этим. Или же невозможность-неумение как-то по-другому обойтись со своими чувствами и потребностями, выдержать напряжение. В любом случае проблема или привычка, которая существовала не один день и меняется не так быстро.

С уважением, Саницкая Александра

Назад


Видеоканал


ВСЕ ВИДЕО



    Отправить сообщение или записаться

    Поля, отмеченные * обязательны для заполнения.



    Группы, лекции

    Картинки нет

    Июльские группы про самоопределение для подростков и взрослых

    С июля 2020 начинаем заниматься профессиональным самоопределением

    Подробно